Телефон горячей линии по вопросам питания в МАОУ "СОШ №3" г. Гая: 8(35362) 4-21-37
Ответственный за питания в МАОУ "СОШ №3" г. Гая: Лихтина Галина Анатольевна
Горячая линия по вопросам бесплатного горячего питания для учеников начальной школы образовательных организаций Гайского городского округа: 8(35362) 4-36-62 Андреева Татьяна Ивановна
Горячая линия по вопросам бесплатного горячего питания для учеников начальной школы министерства образования Оренбургской области: ежедневно с 8:00 до 20:00 ч., телефон: 8 961 904 59 15
Министерство просвещения Российской Федерации – «Горячее питание для школьников». Перейти в специальный раздел сайта.
Министерство образования Оренбургской области - «Школьное питание». Перейти в специальный раздел сайта.
Информация об условиях питания обучающихся
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Здоровье и благополучие россиян, улучшение качества жизни – один из основных приоритетов Президента РФ и Правительства. Масштабная социальная задача по продвижению здорового питания в России поставлена в нацпроекте «Демография» и федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», реализацией которого в части здорового питания с 2019 года занимается Роспотребнадзор.
Здоровое питание — ежедневный рацион, полностью обеспечивающий физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах, состоящий из продуктов, отвечающих принципам безопасности и характеризующейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического и интеллектуального развития и жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Уже в 24 пилотных регионах Российской Федерации, осуществляется системный мониторинг качества продуктов и состояния питания различных групп населения. Для обеспечения работ оборудовано 17 испытательных лабораторных центров. Исследуются 12 групп пищевой продукции, каждая по 10–15 показателям (микро- и макроэлементы, включая витамины, трансизомеры, антибиотики и т. д.). В рамках мониторинга усилен контроль за показателями качества продуктов питания на полках магазинов, а также приняты новые санитарные правила и нормы, направленные на повышение качества пищевой продукции.
Так, в 2019–2020 годах первой группой для изучения структуры питания детей стали школьники в организованных коллективах. Основная задача — изучить фактическое питание, оценить его с позиций нутрициологии (науки о питании) и диетологии, выяснить, какие продукты потребляют дети и подростки в течение дня, и соответствует ли этот рацион принципам здорового питания по содержанию необходимых микро- и макроэлементов, сахара, соли и трансжиров. Полученные данные станут основой для новых рекомендаций по здоровому питанию населения.
В 2020 году были разработаны адресные образовательные программы для различных целевых групп. Планируется, что в ходе реализации проекта до 2024 года более 30 млн человек в 80 субъектах Российской Федерации будут охвачены обучающими (просветительскими) программами по вопросам здорового и сбалансированного питания.
https://здоровое-питание.рф/
Как перестать заедать стресс и когда пора обратиться по этому поводу к врачу
Как отличать эмоциональный голод от физического и перестать заедать стресс.
Еда – самое доступное сиюминутное удовольствие и источник эндорфинов. Следует наблюдать за собой, прислушиваться к себе, определять при каких обстоятельствах возникает чувство неудержимого эмоционального голода.
Питание — очень сложный физиологическим процессом, характерным для всех живых существ;
Однако существует «роковая» отличительная черта питания людей – это только человек может использовать пищу не по назначению;
Еда помогает только при истинном голоде;
Если проблема не купируется волевым решением, обращайтесь к специалистам междисциплинарной команды: диетологу и психотерапевту.
– Известно, что 80-93% пациентов с избыточной массой тела и ожирением страдают в той или иной степени от нарушений пищевого поведения, – рассказала главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрав России Оксана Драпкина.
Без коррекции особенностей пищевого поведения трудно добиться успеха в профилактике и лечении хронических неинфекционных заболеваний.
«Школьное питание – залог здоровья школьников»
(из опыта работы по организации питания школьников)
МАОУ «СОШ №3»г. Гая
Одеваться дети могут по-разному,
успехи в учебе у всех тоже отличаются,
но питаться все без исключения ребята
должны одинаково хорошо – хотя бы в школе.
И.Р. Метшин
Создавая благоприятные условия для обучения и воспитания, администрация МАОУ «СОШ №3» уделяет огромное внимание вопросам здоровьесбережения учащихся. В ряд основных задач ставится сформирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательной деятельности школы, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Одним из аспектов сохранения здоровья является правильно организованное рациональное питание, которое в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Но, в последнее время наблюдается высокий уровень распространенности «вредных» привычек в питании школьников, изменение качества питания населения с появлением новых продуктов «быстрого приготовления», рост потребления высококалорийных продуктов, недостаточная грамотность в области «здорового» питания всех участников образовательногопроцесса (детей и подростков, родителей, педагогов).
Проведенный анализ организации питания обучающихся за 2022-2024 уч.г. выявил ряд проблем. По результатам анкетирования, тестирования родителей и учащихся (в рамках мониторинга по совершенствованию системы организации питания) установлено следующее: большинство учащихся проживают в семьях, где работают оба родителя. В неполных семьях (как правило, это семьи, где ребенка воспитывает одна мама) мама тоже работает. У родителей не всегда хватает времени контролировать режим питания детей. Иногда дети предпочитают употреблять продукты, использование которых необходимо ограничить или исключить совсем.
Наблюдения показали, что с введением ФГОС второго поколения часть учащихся проводят в школе 7-8 часов без приема горячего питания, что приводит к утомляемости, снижению работоспособности.
Конечно, здоровье ребенка во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Учитывая тот факт, что 20 % -50% (горячий завтрак, обед) от суточного рациона ребенок получает в образовательной организации, а соответственно 80 % -50% (при одноразовом горячем питании в школе) дома. Перед школой стала задача не только накормить детей, но и воспитать культуру здорового рационального питания, при котором соблюдается и режим, и выполняется требование к безопасности питания.
Все это и послужило отправной точкой для проведения работы по теме «Школьное питание – залог здоровья школьника», которая призвана не только сформировать у школьника правильное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни.
Цикл бесед по теме «Школьное питание – залог здоровья школьника» разработаны в свете реализации приоритетного национального проекта «Школьное питание», главной целью которого является правильное питание и сохранение здоровья ребенка.
Для реализации поставленной цели сформулировали задачи:
обеспечивать обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;
проводить систематическую разъяснительную и просветительскую работы среди родителей (законных представителей) и учащихся о необходимости горячего питания;
формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, культуры питания и навыки самообслуживания;
улучшить состояние здоровья школьников;
привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствии с современными разработками и технологиями.
Принципы построения работы по теме «Школьное питание – залог здоровья школьника»:
- актуальность, нацеленность на решение ключевой проблемы;
- прогностичность, нацеленность на результат;
¬-полнота и системность;
- контролируемость;
- информативность;
- привлекательность.
Слушатели бесед по теме «Школьное питание – залог здоровья школьника»: администрация школы, медицинские работники школы, педагогический коллектив, родители (законных представителей, работники столовой, обучающиеся, руководители питающей организации.
С целью реализации решения вопроса по темп «Школьное питание – залог здоровья школьников» ежегодно разрабатывается План мероприятий по основным направлениям.
1.Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.
В начале нового учебного года проводится совещание при директоре и совещания с классными руководителями.
Администрация школы составляет графики работы школьной столовой и дежурства по столовой. График питания учащихся в столовой составляется с учетом физиологических потребностей организма, времени пребывания учащихся в школе и утверждается приказом директора школы.
Ежегодно директором школы перед началом учебного года издаются приказы: «Об организации питания» и «Об организации питания учащихся». Приказы содержат информацию об ответственном члене коллектива за питание школьников, о составе бракеражной комиссии. Ежемесячно корректируются списки детей, получающих питание на льготных условиях. Для учета выдачи питания школьникам разработана своя система. Ежедневно до 8 часов утра проходит учет наличного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. Классные руководители ведут тетрадь учета питания детей за родительскую плату и льготной категории.
Администрация школы составляет график дежурства учителей и учащихся по школьной столовой. Дежурные отслеживают поведение учащихся в обеденном зале, следят за гигиеной учащихся, чистотой в зале.
Для правильного развития учащихся, сохранения их высокой работоспособности большое значение имеет также соблюдение режима питания. Школа работает в 1 смену, питание организовано в 5 перемен продолжительностью по 15- 20 минут.
Школьная столовая работает по сбалансированному 10 -ти дневному меню, Технологи ШКП г. Орска разрабатывают комплексное меню, свободное меню, меню новых блюд, учитывая пожелания учащихся и родителей, по результатам опроса и внедряют их в систему школьного питания.
Меню с указанием объема блюд и кулинарных изделий вывешивается в обеденном зале ежедневно, утверждается директором школы, подписывается зав. производством школьной столовой. Питание учащихся разнообразное, сбалансированное.
Для учащихся 1-11 классов, детей льготных категорий питание предоставляется путем предварительного накрытия столов в виде комплексного завтрака или обеда.
Важным фактором привлечения учащихся к регулярному питанию в школе является высокое качество приготовляемых блюд, их эстетическое оформление и разнообразие. Дети очень любят котлеты с картофельным пюре, сосиски с макаронами, гороховый суп, борщ, плов, блинчики со сгущенным молоком.
Ежедневно в питании детей используется свежевыпеченный пшеничный хлеб. Для приготовления пищи используется только йодированная соль. Проводится витаминизация третьих блюд: добавление витамина «С» в чай, в компоты из сухофруктов и замороженных ягод.
В целях контроля за витаминизацией пищи заполняется «Журнал витаминизации третьих блюд». Для приготовления пищи используются технологии варки, тушения, приготовления на пару, строго в соответствии с технологическими картами.
Бракеражной комиссией, осуществляется систематический контроль: за ведением документации, за качеством сырой и готовой продукции, за дежурством учителей и учащихся, за культурой приема пищи, за порядком в обеденном зале, за чистотой пищеблока.
В ежедневном режиме ответственный по питанию осуществляет пробу готовой продукции, оценивает качество и допускает приготовленные блюда к реализации. Суточные пробы готовой пищи хранятся 48 часов. Ежедневно медицинские работники берут суточные пробы.Для хранения суточных проб используется среднетемпературный бытовой холодильник.
Проводится постоянный мониторинг температурного режима холодильного оборудования и морозильных камер, данные в ежедневном режиме заносятся в журнал температурного режима холодильного оборудования.
Санитарное состояние пищеблока контролируется и регистрируется в журнале контроля санитарного состояния пищеблока.
Ежедневно ответственной за питание осуществляется контроль посещаемости столовой учащимися.
2. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Большую работу школе оказывают медработники школы, они проводят консультации для классных руководителей 1-11кл.: «Организация горячего питания – залог сохранения здоровья»; «Культура поведения обучающихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований;«Качественное питание школьников».
Вопросы правильного и рационального питания школьников рассматриваются напедагогических советах:«Школа – территория здоровья»,«В здоровом теле - здоровый дух».«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении здоровья школьников», производственных совещаниях.
Ведется учет детей по группам здоровья, формируются группы здоровья по показателям.
Учителями разработано примерное содержание тематических уроков биологии, технологии, русского языка, химии, информатики, истории, иностранного языка по пропаганде здорового питания.
Учителя биологии и технологии составляют «Диктанты калорийности», которые решают на уроках учащиеся. «Диктанты» предлагаются родителям на родительских собраниях, с целью разъяснения необходимости второго завтрака, двухразового питания школьников. В зале столовой расположен стенд "Меню".
3.Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой.
Помещение при обеденном зале столовой оборудовано умывальниками, электрополотенцами, централизованным горячим водоснабжением.
Питание обучающихся организовано в уютной столовой на 180 посадочных мест, в обеденном зале проведен капитальный ремонт. Чистый, красиво оформленный обеденный зал, мебель способствуют тому, что ребята приходят в школьную столовую с удовольствием. Ежегодно, перед началом учебного года, проводится текущий ремонт пищеблока, подсобных помещений столовой.
Качество приготовления пищи и организация 100%-го охвата детей горячим питанием во многом зависит от наличия технологического и технического оборудования пищеблока.В школьном пищеблоке имеется всё необходимое оборудование в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, безопасными технологиями для приготовления качественной и здоровой пищи. Имеются помещения для хранения сырой продукции, готовой продукции, раздаточная зона, помещения для мытья столовой и кухонной посуды.
На пищеблоке имеется зона для хранения документов, санитарных книжек, журналов, технологических карт и другой документации.
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты контроля заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании. В ежедневном режиме контролируется влажность воздуха складского помещения. Результаты контроля отмечаются в журнале температурного режима и влажности.
4.Работа с родителями.
Большое внимание уделяется просветительской работе среди родителей: проводятся консультации родителей по проблеме здорового питания.Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; работу родительского клуба; организацию совместной работы педагогов и родителей.
Ежегодно организуется и проводится общешкольная родительская конференция «Школьное питание - путь к сохранению здоровья».
На родительских собраний рассматриваются вопросы: «Родителям о здоровом питании школьника», Режим питания школьника», «Витамины роста», «Учите детей быть здоровыми»,« Вредные для здоровья продукты питания»,«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
Привлекаем родителей к проведению внеклассных мероприятий : «Готовим с мамой», «Поделись рецептом», связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.
Для того чтобы охват горячим питанием был 100%, необходимо вести разъяснительную работу с родителями. Их необходимо убедить в значимости регулярного сбалансированного питания ребенка в течение учебного дня. Для успеха этого направления работы применяем более широкий доступ родителей к общественному контролю за питанием учащихся, через представителей родительских комитетов классов и проведение «дней открытых дверей». Особенно это касается родителей учащихся 1-х классов, т.к. они ещё совсем не знакомы с уровнем организации и качеством детского питания в школе.
В ходе реализации работы по вопросу питания достигнуты результаты, к ним относим:
1.Улучшилась материально – техническая база школьной столовой:
- проведен капитальный ремонт обеденного зала школьной столовой;
- приобретена мебель;
- установлены пластиковые окна ;
- приобретены картины для интерьера обеденного зала;
- приобретено технологическое оборудование.
Для улучшения материально – технической базы школьной столовой использовались бюджетные средства и привлекалась помощь спонсоров.
2.Увеличилось количество учащихся, получающих бесплатное питание на 2%.
3.Снизилось количество желудочно-кишечных заболеваний на 10%. Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности, выше успеваемость.
Выводы:
Данная работа позволяет осуществить связь учебных предметов с внеурочной, классной деятельностью по формированию навыков сохранения и укрепления здоровья и представлений об основах культуры питания не только детям, но и их родителям.
«Школьное питание – залог здоровья» имеет большое практическое значение, он дает возможность проследить широкую область использования здорового и правильного питания в целях сохранения здоровья школьников, а в некоторых случаях и улучшения его показателей.
Наша практика организации питания обучающихся в школе показывает, что решение проблем и достижение планируемых целей – это забота всех участников образовательного процесса: администрации и педагогов школе, обучающихся и их родителей. От того, как мы сработаем сейчас, зависит здоровье и жизнь наших детей. Мудрость гласит: здоровье – залог успеха.